Печать

     Прежде всего необходимо определиться с местом будущего расположения понтона, а так же собрать максимум информации о водоеме и погодных условиях:
Тип водоема, направление и средняя скорость течения, преобладающие ветра, возможность возникновения и максимальная волна, календарные данные по ледоставу и толщине льда, вероятность ледохода в весенний период, перепады уровня воды от минимального до максимального.  

 
    Необходимо составить карту глубин на текущую дату  (обязательно записывайте дату проведения измерений, ведь уровень воды может меняться) - необходимо померить глубины с шагом 2м от текущего уреза воды до максимально возможного места расположения понтона - рассчитайте требуемую глубину с учетом глубины осадки Вашего катера не забывайте про сезонные перепады уровня воды. Поговорите со старожилами, узнайте, как высоко может подниматься вода, как часто это происходит, всегда ориентируйтесь на максимум , даже если это было 10 лет назад, также нужно узнать и про минимальный уровень. Все эти данные помогут рассчитать возможные перемещения понтона, длину и конструкцию сходни, а также высоту мостика который будет смонтирован стационарно на берегу в качестве основания. 
 
    Наличие ледохода, как правило, исключает зимовку понтона на реке, поэтому необходимо предусматривать возможность его демонтажа и транспортировки к месту хранения в зимний период. Если понтон планируется устанавливать на озере или в месте, где ледоход исключен, то понтоны можно оставлять на зимовку прямо в водоеме...
 
    Определяемся с подходом к понтону. Очень часто расстояние от берега до места установки понтона может составлять как 5, так и 40 метров. Обычно для доступа к понтону делается стационарный мостик:
 Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка
    Пример мостика установленного на озере, где нет перепадов уровня воды, но требуется организовать подход к понтону сквозь камыши и топкую грязь, длина мостика составила 14м. Понтон соединен с мостиком короткой сходней на шарнирных петлях. Стационарный мостик установлен на винтовых сваях, которые завинчивались вручную в береговой грунт.

 Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка
    Пример мостков на реке, где возможен перепад воды. Мостик выводят выше максимально-возможного уровня воды в реке. По длине мостик обычно уходит в воду до уровня начала ледохода, это расстояние может быть самым разным и зависеть от:  профиля русла реки, профиля дна, наличия защитных сооружений и др. Его можно  узнать у старожилов этого района или понаблюдать лично при начале ледохода. Как показывает практика, чаще всего достаточно, чтобы такие мостики уходили в воду на 3-6 метров  и на глубину не более 1м. Такие мостики  устанавливаются на винтовых сваях. Сваи закручиваются вручную в береговой грунт.


    Понтон может крепиться к мостку или другому сооружению через трап при помощи шарнирного соединения, и в случае изменения уровня воды понтон будет двигаться по дуге с радиусом  равным длине трапа.
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    Пример положения понтона при нормальном уровне воды и при высоком:
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка
    Такая конструкция закрепления понтона может выдерживать критические уровни воды поднимающиеся выше уровня мостка. Такая конструкция закрепления понтона может выдерживать критические уровни воды поднимающиеся даже выше уровня мостка. Понтон, при таком способе закрепления, требует дополнительно тросовое крепление к мостику кроме якорного крепления. Необходимое дополнительное крепление определяется размерами и массой понтона, а так же течением и ветровой нагрузкой.

    Понтон может, также, крепиться при помощи роликовых механизмов к вертикально установленным трубам. При таком способе закрепления дополнительное якорение, чаще всего, не требуется.
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    При таком способе закрепления трап не присоединяется шарнирно к понтону, а катается по нему на колесах, а понтон не меняет своего горизонтального расположения относительно мостка при изменении уровня воды.

    Пример конструкции закрепления понтона на сваях.
 Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    Такой способ закрепления понтона подходит к большим и тяжелым конструкциям, количество и диаметр труб определяется весом и габаритами понтона, а так же течением и ветровой нагрузкой.
    
    Наклон трапа в обоих случаях зависит от длины трапа и уровня воды, если наклон получается очень крутым, можно использовать трап в виде ступеней, чем больше ступенек используется, тем больший угол наклона трапа можно использовать.
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    Для тросовых креплений можно использовать синтетические канаты применяемые для яхт и катеров, стандартные такелажные изделия, при креплении необходимо учитывать движение понтона  (по дуге или только вертикальное движение) и крепить в соответствии с этим движением.
    Для крепления как на берегу, так и в воде удобны в использовании винтовые анкеры:
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка
    Такой анкер длиной 1,2-1,5 метра с петлей на конце закручивается полностью в грунт так, что бы на поверхности осталось только крепежное кольцо к которому и крепится канат.

    Особое внимание нужно уделить якорному раскреплению. Якоря можно использовать как бетонные, так и винтовые анкерные. Расположение, количество и параметры якорей определяется исходя из параметров понтона, перепадов уровня воды, течения и ветро-волновой нагрузки. Понтон крепится к якорям через специальные якорные амортизаторы, которые могут растягиваться в заданном диапазоне, компенсируя таким образом волнение и перепады уровня воды.

    При наличии достаточной глубины под понтоном - более 3,5 метров, можно установить волновой успокоитель, который сглаживает колебания понтона на волне, например от проходящего судна.

    Если понтон будет находиться на реке, где возможен ледоход, то на зиму его необходимо обязательно убирать на берег или тихую заводь, не подверженную ледоходу. Понтонные конструкции состоят из модулей так, чтобы при разборке отдельный модуль можно было вытащить на берег в ручную, при помощи лебедки или автомобиля. Габариты и вес модуля можно обсудить при проектировании понтона. Готовую конструкцию из модулей можно собирать на берегу или на урезе воды. Для удобства спуска модулей в воду и их вытаскивания используются навесные колеса на которых удобно перемещать по берегу модули понтона. Колеса навешиваются на берегу, понтон спускается в воду, а в воде колеса снимаются и ставятся на следующий модуль понтона.
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

Отдельный модуль понтона.                                                          Колесная оснастка для понтонов.

    Настил понтонов.
    Для настила понтонов используются следующие материалы
Деревянный брус примеры понтонов:
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка
    Деревянный брус - простой, относительно не дорогой материал, за счет своей геометрии 60х45мм не коробится, выдерживает достаточную для настила нагрузку, требует периодической окраски.

    Террасная древесно-полимерная композитная (ДПК) доска:
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка
    ДПК доска не коробиться, не впитывает влагу, не требует окраски, приятна на ощупь, имеет разную фактуру и цвет. Образцы, цвета и стоимость можно посмотреть, например, на сайте "Ставсервис". Из недостатков - такая доска имеет температурное расширение, что обязательно должно учитываться в конструкции настила  и способе крепления доски.

    Конструкция модуля понтона представляет собой пространственную ферму из конструкционной стали, окрашенную по судовым технологиям, параметры и геометрия профиля выбираются исходя из заданных параметров понтонной конструкции, ветро-волновой и ледовой обстановки в месте установки понтона.
    Торцы понтонной конструкции могут оставаться как открытыми, так и задекорированными композитными алюминиевыми панелями, цвет или нанесение рисунка на которые, можно выбрать на стадии проекта. Варианты цветовых или текстурных решений можно посмотреть, например, на страничке - "Алюминстрой"

    Варианты торцов понтонов без декорации и с ней:
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    Понтонные конструкции оснащаются привальным брусом. Привальный брус изготавливается из полиэтиленовой трубы и прикрепляется на верхнюю кромку понтона, является демпфером и защищает  лодку, катер  и сам понтон от повреждений при швартовке, а также придает законченный вид готовому изделию. Размеры и геометрия привального  бруса выбирается в зависимости  от параметров  судна, которое  должно пришвартовываться к понтону. Привальный брус не исключает  использование  кранцев, рекомендованных для Вашего судна. Дополнительно понтоны могут комплектоваться  кнехтами и утками для привязывания швартовочных канатов, системой декоративной подсветки, освещения и световой сигнализации, сервисными колонками для подключения электричества и воды, стойками для закрепления индивидуальных спасательных средств.
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    При необходимости на понтонные и свайные конструкции причалов устанавливаются системы ограждений. Поручни могут быть  стационарными и съемными. Стационарные поручни могут быть выполнены из стального или нержавеющего профиля, ДПК профилей или древесины. Съемные поручни могут быть леерными - канат натянутый на стойках, канат в таких ограждениях может отстегиваться от стоек. Стойки леерного  ограждения обычно также делаются съемными.
Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка Понтон, причал, пирс, катер, лодка, трап, яхта, швартовка

    Все конструкции представленные на фотографиях произведены группой компаний ДЭЛЬФЭЛЬ. При копировании материалов статьи указывайте ссылку на источник:

http://prichal.su/index.php/ru/vybor-konstruktsii